СОВМЕСТНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА И ДЕТЕЙ НА МУЗЫКАЛЬНОМ ЗАНЯТИИ

Конспект непосредственной образовательной деятельности по музыке в  средней группе с использованием совместного планирования педагога и
детей.

С.Л.Шуракова

Музыкальный руководитель

МКДОУ № 66 города Кирова

Пояснительная записка:

      В федеральных государственных образовательных стандартах обозначено, что одна из основных целей дошкольного образования – обеспечение социальной успешности, которая напрямую связана с положительным самоощущением ребенка,  уровнем его самооценки, социальным статусом в группе. Положительное самоощущение – это, в первую очередь, удовлетворенность потребностей личности: потребности в движении и игре, потребности в общении, признании, уважении, познании и потребности в самореализации.

      Формирование личностных достижений дошкольников – одна из задач педагогов. Согласно ФГОС ДО в дошкольной образовательной организации необходимо создать благоприятные условия для развития детей в соответствии  с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развивать способности и творческий потенциал каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

       В нашем дошкольном учреждении идет активная работа по внедрению федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования в разных видах деятельности. Учитывая новые требования к структуре основной образовательной деятельности  актуально совместное планирование. Совместное планирование, как форму работы, помимо основных видов деятельности решили пробовать и в музыкальной деятельности.

       Музыкальная деятельность является активным творческим процессом, который способствует интенсивному личностному росту и развитию. В каждом виде музыкальной деятельности ребенок может успешно реализовать свои способности, удовлетворить потребности личности. Занятия, особенно по традиционной структуре не рекомендуются, так как эта форма работы не соответствует возрастным возможностям дошкольников младшего и среднего возраста. Следовательно, содержание музыкальных занятий нужно сделать игровыми, облегченными, направленным на стимулирование музыкального творчества у детей. Нужно помогать ребенку взаимодействовать с другими участниками образовательных отношений, поддерживать его инициативу, формировать познавательные интересы и познавательные действия в различных видах деятельности. В условиях современного музыкального воспитания акцент делается на развитие ребенка, а не на формирование у него навыков музыкальной деятельности, позволяющих демонстрировать успехи в праздниках, конкурсах и проектах.

     Совместное планирование обеспечивает:

— положительное самоощущение у ребенка, поддерживает детскую инициативу и самостоятельность в различных видах музыкальной деятельности;

— создает ситуацию, в которой ребенок чувствует себя успешным;

— способствует эмоционально-целостному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка, сохранению его индивидуальности;

-личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми, субъективное отношение (педагог-ребенок). Предоставляет каждому ребенку возможность выбора деятельности (дети могут выбрать песню, которую хотели бы спеть, танец, музыкальный инструмент).

    В процессе такого сотрудничества дети становятся активными, любознательными, самостоятельными, способными к музыкальной деятельности в коллективе (договаривается, проявляет свои чувства соразмерно ситуации, учитывает интересы и чувства других, сопереживает неудачам и радуется успехам других, старается находить решение в спорных обстоятельствах).

Содержание:

Цели:
(педагогические) – поддержка творческой активности, способности к творческому самовыражению в различных видах музыкальной деятельности;

— развитие элементарных навыков и умений во всех доступных детям видах музыкальной деятельности (восприятии музыки, пении, музыкально-ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах);

– укрепление у детей потребности в музыкальных впечатлениях;

(дети)- с удовольствием исполняют знакомые песни и танцевальные композиции, с энтузиазмом участвуют в любом активном музицировании;

-знают и охотно пользуются детскими музыкальными инструментами, умеют исполнить музыкальное произведение в детском шумовом оркестре;

— импровизируют, выполняют образные движения, сочетая их с прослушанной музыкой.

Задачи

-регулятивные —
умение планировать свою деятельность в связи с поставленной задачей; умение анализировать, делать выводы;

-познавательные
– -обогащение музыкального слуха детей, знакомить с образами, передаваемыми музыкой;

-коммуникативные –
воспитывать навыки совместной деятельности, способствовать их сближению, закреплять умение работать в группе, строить диалог, умение прислушиваться к мнению другого, договариваться друг с другом.

развивающие
– развивать умение выполнять образные движения, сочетая их с музыкой; развивать чувство ритма, внимание, согласованность в игре на детских музыкальных инструментах.

ВОЗРАСТ – средняя группа (4-5 лет)

Этапы мероприятия Содержание совместной деятельности на каждом этапе
Деятельность педагога Деятельность детей
Мотивацион

но-организационный (мотивируем детей на деятельность, выбираем
деятельность вместе с детьми)

Постановка общей цели

Педагог проводит ритуал начала НОД: приглашает детей в зал,
пропевает музыкальное приветствие.Педагог обращает внимание детей на картинки:-Давайте посмотрим, что за картинки на нашей доске? Они
помогут нам понять, что мы будем делать на музыкальном
занятии.На магнитной доске расположены 5 картинок с изображением
того, как дети слушают музыку (восприятие музыки), танцуют
(музыкально-ритмические движения), играют на музыкальных
инструментах, поют (пение), играют в игры (музыкальная
игра).-Что делают ребята на картинках? Чем занимаются?- Что нам подсказывает эта цифра? (4) Что нам подсказывает
красный круг на картинке, где ребята слушают музыку?- Какими из этих дел сегодня на занятии вам хотелось бы
заняться?-У нас получился план сегодняшнего занятия.
Дети вместе с педагогом совершают ритуал вхождения в НОД:
входят в музыкальный зал под фонограмму В.Шаинского
«Улыбка», останавливаются с окончанием звучания музыки,
поют приветствие.Дети рассматривают картинки, рассказывают содержание
изображенийДети вспоминают правила: можно выбрать только 4 действия из
предложенных, красным кругом обозначается главное дело – от
него нельзя отказаться, и оно выполняется первым.Дети обсуждают и выбирают 4 дела из предложенных.
Планирование деятельности (совместное) — Итак, что мы будет делать сначала?

— Что потом?

— Что после этого?

— Чем закончим?

Дети расставляют картинки в выбранном порядке, начиная с
главного, тем самым определяя порядок их выполнения;
проговаривают последовательность действий,
Осуществление деятельности — Отлично, мы с вами спланировали, чем будем заниматься
сегодня на занятии. И первое наше дело – это слушать
музыку. Сегодня это дело главное. Отгадайте загадку, о чем
будет рассказывать сегодня музыка:«Спал цветок и вдруг проснулся –Больше спать не захотел.Шевельнулся, встрепенулся,Взвился верх и улетел».(А.Рождественская)Кто это? (Бабочка) Есть маленькие бабочки – это мотыльки.
Мы будем слушать музыку «Мотылек» С.Майкапара. Что делал
мотылек? (летал)«Утром бабочка проснулась, Потянулась, улыбнулась.Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три — нагнулась и присела,

На четыре – улетела!»

Попробуйте показать, как летают бабочки и мотыльки.

(повторное исполнение пьесы)

Дети отгадывают загадку, слушают музыку.

Дети выполняют образные движения под текст, повторное
звучание музыки, охватывая все пространство музыкального
зала.

— Переходим ко второму делу. Что будем делать теперь?

-Какое дело по плану следующее?

-Что у нас дальше?

Дети сами называют следующий вид деятельности, оценивают
выполнение каждого задания.
2.Музыкально-ритмические движения: педагог предлагает
знакомые танцевальные композиции для исполнения.3.Игра на ДМИ:элементарное музицирование на музыкальных инструментахИ.Штраус «Полька-Анна» (на экран проецируется
видеопартитура с изображением музыкальных инструментов,
которые меняются в соответствии со звучанием музыки).4.Пение: педагог предлагает песни для разучивания на выбор
детей. Разучивает детьми песню приемом «Эхо» (повторение
музыкальных фраз за педагогом).5.Музыкальная игра«Сороконожка» Е.Железновой: выполняют игровые действия в
соответствии с текстом музыкальной игры.
2.Дети, с опорой на ранее разученный репертуар сами
выбирают знакомую танцевальную композицию для исполнения.3.Самостоятельно выбрав предложенные музыкальные
инструменты (бубны, колокольчики, треугольники, маракасы,
металлофоны), дети подходят к экрану для исполнения
музыкального произведения: играют на тех инструментах,
которые изображены на экране. 4.Дети, прослушав исполнение
песни педагогом, выбирают песню для разучивания. Поют,
повторяя за педагогом, как «эхо». Затем повторяют выученную
песню.5. Дети делятся на две команды: мальчики, девочки,
выполняют условия музыкальной игры.
Конкретизация результата — Давайте решим, какую песню споём (при затруднении детей в
выборе, педагог может предложить новую песню для
разучивания)- Как поступим с танцем?
Дети с опорой на ранее разученный репертуар, делают выбор
песни и танца (если эти виды деятельности выбраны на первом
этапе).
Оценка результата (соответствие цели) -Давайте проверим, всё ли, что мы запланировали, нами
сделано?- Напомните, какую музыку вы слушали? Какую песню пели? Что
танцевали? Как играли на музыкальных инструментах?
Дети по картинкам повторяют последовательность действий на
занятии, называя исполненный музыкальный репертуар.
Рефлексия — Какое дело было особенным для вас сегодня? Дети делятся своими впечатлениями с педагогом.

Список литературы:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования – ст.3.2.1.; 3.2.5.

2. Свирская Л.В. «Детский совет» — М., «Национальное образование», 2015.

3. «Музыкальный руководитель» — М., №4, 2016.

4. Тютюнникова Т.Э. «Бим! Бам! Бом!» — М., 2000.

5. Радынова О.П. «Музыка о животных и птицах» — М., Творческий Центр
«Сфера», 2010.

6. Костина Э.П. «Я люблю музыку» — Н. Новгород, 2005.

Скачать полный текст