Понятие и особенности семейного образования
Начальное общее, основное общее и среднее общее образование может быть получено не только в образовательных организациях, но и вне их — в форме семейного образования. Среднее общее образование может быть получено в форме самообразования. При этом допускается сочетание указанных форм получения образования, а также форм обучения (очной, очно-заочной, заочной). Любое их сочетание, оптимальное для ребенка, могут выбирать его родители либо иные законные представители (далее — родители) с учетом мнения ребенка. Также они вправе в любое время изменить свое решение (ч. 4 ст. 10, ч. 1, 4 ст. 17, п. п. 1, 2 ч. 3 ст. 44, ч. 2, 4 ст. 63 Федерального Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 273-ФЗ).
Основанием (причиной) перехода на получение семейного образования является возможность при такой форме образования учитывать индивидуальные особенности ребенка, его образовательные потребности, в том числе нормировать ежедневные учебные нагрузки, составляя график обучения и режим занятий, выбирать методы подачи учебного материала.
При выборе данной формы получения образования именно родители должны обеспечить целенаправленное овладение обучающимся знаниями, навыками и компетенцией, приобретение им опыта деятельности и применения знаний в повседневной жизни, развитие способностей и формирование у него мотивации получения образования в течение всей жизни. Образовательная организация в данном случае не несет ответственности за качество семейного обучения. Она обязана организовать и провести промежуточную и итоговую аттестацию, которая при получении общего образования является обязательной (п. 3 ст. 2 Закона № 273-ФЗ; абз. 5, 6, 14 Письма Минобрнауки России от 15.11.2013 № НТ-1139/08).
Информирование органа местного самоуправления о переходе на семейное образование
По общему правилу перейти на семейную форму получения образования можно в любое время — как до начала учебного года, так и в течение учебного года (п. п. 1, 2 ч. 3 ст. 44 Закона № 273-ФЗ).
О выборе семейной формы получения образования родители должны проинформировать орган местного самоуправления муниципального района, муниципального округа или городского округа, на территории которых они проживают. Данный орган власти ведет учет детей, получающих общее образование в семейной форме.
Такое информирование осуществляется в следующие сроки (п. 5 Порядка, утв. Приказом Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 (далее — Порядок № 115)):
- в течение 15 календарных дней с момента утверждения приказа об отчислении обучающегося из образовательной организации в связи с переходом на семейное образование, или
- не менее чем за 15 календарных дней до начала учебного года, в котором планируется переход на семейное образование.
Целесообразно предварительно обратиться в образовательную организацию для уточнения порядка действий и перечня документов, которые потребуется подать в связи с переводом ребенка на семейную форму получения образования.
Прохождение промежуточной и государственной итоговой аттестации
При получении семейного образования ребенок вправе проходить экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе.
При прохождении аттестации экстерны, в частности, имеют право на зачет образовательной организацией результатов освоения ими учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других образовательных организациях (ч. 3 ст. 17, п. 9 ч. 1 ст. 33, п. 7 ч. 1, ч. 3 ст. 34 Закона № 273-ФЗ; п. 27 Порядка № 115).
Порядок организации и прохождения аттестации, в том числе экстернами, устанавливается локальным актом образовательной организации, который должен быть доступен для беспрепятственного ознакомления, в частности размещен на сайте образовательной организации (абз. 9 Письма Минобрнауки России № НТ-1139/08).
Для прохождения аттестации родители могут выбрать конкретную образовательную организацию, в которой предусмотрена возможность прохождения детьми соответствующей аттестации. В том числе в качестве такой организации могут быть определены не только общеобразовательные организации, но и образовательные организации других типов, например вузы, имеющие право осуществлять образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам. По желанию родителей образовательная организация для прохождения аттестации может быть определена на весь период получения общего образования, либо на период прохождения конкретной аттестации, либо на один учебный год в зависимости от объективных обстоятельств и наиболее эффективной реализации прав и свобод ребенка (п. 1 Письма Минобрнауки России № НТ-1139/08).
Для прохождения ребенком аттестации родители подают соответствующее заявление в образовательную организацию, а последняя издает распорядительный акт о приеме ребенка для прохождения аттестации (абз. 3 п. 1 Письма Минобрнауки России № НТ-1139/08; Письмо Минобрнауки России от 26.09.2017 № МОН-П-4472).
Промежуточная аттестация обучающихся, завершающих освоение программ основного общего и среднего общего образования, определяет уровень освоения программы и возможность допуска к государственной итоговой аттестации (ГИА). Так, к ГИА могут быть допущены экстерны при условии получения на промежуточной аттестации отметок не ниже удовлетворительных, а также имеющие результат «зачет» за итоговое собеседование по русскому языку (для сдачи ГИА по образовательной программе основного общего образования) или итоговое сочинение (изложение) (для сдачи ГИА по образовательной программе среднего общего образования) (п. 11 Порядка, утв. Приказами Минпросвещения России № 189, Рособрнадзора № 1513 от 07.11.2018; п. 10 Порядка, утв. Приказами Минпросвещения России N 190, Рособрнадзора № 1512 от 07.11.2018).
В случае получения неудовлетворительных результатов промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или непрохождения промежуточной аттестации без уважительных причин образуется академическая задолженность (ч. 2 ст. 58 Закона № 273-ФЗ).
Родители обязаны создать условия ребенку для ликвидации академической задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации. Обучающиеся по образовательным программам начального, основного и среднего общего образования в форме семейного образования, не ликвидировавшие академическую задолженность в установленные сроки, продолжают получать образование в образовательной организации (ч. 4, 10 ст. 58 Закона № 273-ФЗ).
При получении удовлетворительных результатов ГИА в аттестат выставляются отметки, полученные обучающимися на промежуточной аттестации по всем учебным предметам, входящим в обязательную часть учебного плана образовательной организации. Форма получения образования и форма обучения в аттестате не указываются (п. п. 5, 6 Порядка, утв. Приказом Минпросвещения России от 05.10.2020 № 546).
Информирование департамента образования администрации города Кирова о переходе на семейное образование
Уведомление предоставляется родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося в департамент образования администрации города Кирова:
-
лично по адресу: г. Киров, ул. Молодой Гвардии, д.74, кабинет 17. Для согласования времени и даты подачи уведомления предварительно позвонить по телефону 70-80-98;
-
в электронной форме на электронную почту департамента образования администрации города Кирова obr@admkirov.ru.
Важно!
При подаче уведомления родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося предъявляют:
- документ, удостоверяющий личность родителя (законного представителя) несовершеннолетнего обучающегося;
- свидетельство о рождении несовершеннолетнего обучающегося или документ, подтверждающего родство заявителя.
Для опекунов, попечителей, приёмных родителей несовершеннолетнего обучающегося дополнительно предъявляется акт органа опеки и попечительства о назначении опекуном, попечителем, приемным родителем и согласие органа опеки и попечительства на смену формы получения образования вне образовательной организации в форме семейного образования и самообразования.