Использование мультимедийных продуктов в деятельности музыкального руководителя ДОО

Использование мультимедийных продуктов  в деятельности музыкального руководителя ДОО (методические рекомендации)

Е.Н.Крысова

Музыкальный руководитель

МКДОУ № 175 города Кирова

Методические рекомендации составлены на основе опыта практической работы музыкального руководителя дошкольной образовательной организации (далее ДОО) и содержат примеры применения мультимедийных продуктов в организованной образовательной деятельности (ООД), культурно-досуговой деятельности с детьми дошкольного возраста, а также во взаимодействии с семьями воспитанников.

Использование педагогом мультимедийных продуктов способствует накоплению у детей опыта восприятия музыки, побуждает детей выражать свои впечатления в различных видах музыкальной деятельности.

Актуальность данной темы связана с тем, что использование мультимедийных продуктов в работе педагога, владение ИКТ-компетентностью — это способ повышения эффективности качества образовательной деятельности в ДОО, что является важным фактором реализации Федеральных Государственных Образовательных Стандартов ДОО.

Данные методические рекомендации предназначены музыкальным руководителям ДОО для оптимального выбора мультимедийных продуктов при организации образовательной деятельности.

 

Восприятие музыки. Мультимедийные технологии вызывают желание у детей неоднократно слушать музыкальное произведение, помогают надолго запомнить предложенное. В процессе восприятия музыки используются разные виды мультимедийных продуктов.

  • Презентация — путешествиеуниверсальная презентация, на страницах которой, могут быть освещены многие музыкальные темы. Например, включение в ООД «Музыка» презентации «Филармония» помогает познакомить детей с различными видами оркестров, творческих коллективов. Для создания этой презентации может использоваться игровой персонаж Чевостик с аудио энциклопедии «Чевостик и дядя Кузя» Елены Качур. Дети знакомятся с Вятским симфоническим оркестром имени В.А Раевского, с народным оркестром имени Ф.А. Шаляпина, с восхищением наблюдают за выступлением коллектива театра классического танца нашего города. Презентации такого вида формируют у детей элементарные представления о культуре нашего города. Использование регионального компонента позволяет детям осознавать принадлежность к своей «Малой Родиной».
  • Презентация — иллюстрация возможность подкрепления рассказа педагога слайдами при ознакомлении детей с творчеством композиторов. В данных презентациях решаются дидактические задачи, которые меняются от занятия к занятию. Впоследствии в презентацию могут быть включены рисунки детей на прослушанную музыку данного композитора. Презентации-иллюстрации позволяют развивать познавательную активность детей старшего дошкольного возраста, создавать копилки музыкальных произведений, запоминать имена композиторов, создавших их.
  • Презентация — сказка способствует развитию фантазии, закладывает у детей творческое начало. Например, презентация «Королевство скрипичного ключа» вводит детей в мир музыкальной грамоты через знакомство со сказочными персонажами Королем Динь-Доном и прекрасной принцессой Милисентой.
  • Презентация — видеофрагментэто демонстрация фрагментов музыкальных мультипликационных фильмов, фильмов различных жанров (опера, балет, мюзикл). Например, при повторном прослушивании пьесы К. Сен-Санса дети приглашаются в Большой театр на концерт выдающейся балерины Галины Улановой, просматривают видеофрагмент концерта. Встреча с лучшими образцами музыкального искусства позволяет воспитывать интерес к классической музыке, развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия музыки, представления о ее красоте, формировать начало художественного вкуса, приобщать к культурному музыкальному наследию.
  • Презентация – флеш-игра особенно нравится детям. В интерактивных играх «Узнай по звуку музыкальный инструмент», «Какой музыкальный инструмент лишний?» дети получают элементарные знания о классификации инструментов симфонического оркестра, развивая тембровый слух. За правильный ответ получают награду в виде картинок-призов.
  • Презентация — викторина используется на заключительном этапе работы. На страницах презентаций «Назови композитора», «Угадай мелодию», «Узнай музыкальный инструмент» дети в игровой форме выполняют задания педагога. Правильный ответ поощряется звуковым сигналом.

 

Музыкально-ритмические движения.

Применение мультимедийных технологий в развитии музыкально-ритмических движений, помогает детям точно выполнять указания педагога, выразительно исполнять музыкальные движения. Виды мультимедийных продуктов, используемых в развитии музыкально-ритмических движений.

  • Видеозапись для правильного, красивого показа в процессе разучивания танцевальных движений, для оценки качества выполнения детьми музыкально-ритмических движений. Просмотры видеозаписей формируют у детей способность к оценке качества своего творчества и творчества сверстников. Процесс разучивания танцев при помощи учебных видеороликов становится увлекательным.
  • Видеоряд, сопровождающий ритмодекламацию. Ритмодекламация – новый вид музыкально-ритмических движений, который сочетает в себе поэзию, музыку, движения и видеоряд. Передача образов вызывает у ребенка живой интерес, побуждает находить выразительную мимику, пластику движений. Дети просят многократно повторять ритмодекламации «О чем шуршат листья?», «Я рисую весну» и другие, созданные белорусским музыкальным педагогом М. Мишаковой.
  • Демонстрация на экране мультимедиа таблиц, при помощи которых дети выполняют перестроения и разучивают элементы танцев, закрепляя ориентировку в пространстве. (Приложение № 1 презентация «Заячья полька»)

Пение.

Пение занимает ведущее место в системе музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Для активизации детей в певческой деятельности могут также использоваться следующие мультимедийные продукты.

  • Запись аудио или видео исполнения песни детьми, с последующей оценкой качества исполнения самими детьми. Прослушивание аудиозаписей с комментариями педагога позволяет ребенку дать правильную оценку качеству звучания своего голоса, развивает способность к самооценке и самоконтролю — это неотъемлемая часть работы в певческой деятельности.
  • Презентация-видеоряд это создание иллюстраций к песням, материалов (видео, фото), отражающих, как содержание песен и попевок, так и объясняющих смысл трудных и непонятных слов. Например, в «Песенке о гамме» на музыку Г. Струве, Пчелка, помогает детям знакомиться с гаммой, нотным станом, скрипичным ключом, нотами.
  • Мнемотаблица — это схема, в которую заложена определенная информация, облегчающая процесс запоминания информации. Например, на каждое слово или словосочетание, в тексте придумывается изображение. Таким образом, текст песни зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит текст целиком.
  • Просмотр видеороликов лучших образцов хорового пения способствует накоплению у детей музыкального опыта, помогает выбрать ориентир при формировании вокального эталона. Например, во время прослушивания видео английского хора мальчиков «Либеро» пьесы «Аve Maria» композитора Качинни, дети проявляют искренние эмоции, просят повторить увиденное, задают много вопросов, просят родителей найти видео в интернете.

Музыкально-дидактические игры.

Неоценимую пользу в ООД «Музыка» приносят мультимедийные музыкально-дидактические игры. Дети увлекаются игрой, ее красочностью, звуком, анимацией и интерактивностью. Рассмотрим виды мультимедийных музыкально-дидактических игр.

  • Игра-презентация для развития звуковысотного слуха ребенка. Например, презентация «Музыкальная лесенка» для детей среднего дошкольного возраста (Приложение № 2 презентация «Музыкальная лесенка»), позволяет формировать умение различать звуки по высоте.
  • Игра-презентация для развития ладового чувства. Например, игра-презентация «Деревенька ладная», позволяет формировать у детей способность ощущать эмоциональную выразительность музыки. В процессе знакомства с жителями деревеньки Ладной звучат музыкальные пьесы различного характера. Дети подбирают иллюстрации из нескольких предложенных к характеру звучащей музыки.
  • Игра-презентация для развития чувства ритма. Например, в игре-презентации «Зимняя сказка» дети играют на больших и маленьких колокольчиках, передавая ритм, изображенный на слайдах большими и маленькими снежинками.
  • Игра-презентация для определения и закрепления простых жанров в музыке. Например, в младших группах в игре-презентации «Что делают в домике» слушая музыкальную пьесу, дети определяют жанр музыки. В игре-презентации «Три кита» дети старшего дошкольного возраста знакомятся с различными видами жанров, что позволяет формировать познавательный интерес у детей.

Использование мультимедийных продуктов в культурно-досуговой деятельности ДОО.

  • Слайд-шоу, как иллюстративный, анимационный фон мероприятий, оформление детских концертов, досугов, развлечений.

Видеоряд с использованием праздничной тематики — День Победы, День защитника Отечества, День России, Масленица.

  • Презентация-фотоальбом. Например, видео и фотоматериалы к презентации «Топ, топ, топает малыш» для выпускного бала собираются с момента прихода ребенка в детский сад.
  • Презентация-демонстрация детского продукта, в содержание которой вставляются рисунки детей вместе с семейными фотографиями и демонстрируются в ходе праздника или развлечения.
  • Презентация с участием интерактивного персонажа используется в ходе сценария праздника, вызывает огромный интерес у детей. Участие интерактивной Золотой рыбки, Солнышка, Живой шляпы поддерживает интерес детей на протяжении всего праздника, а интерактивный Дед Мороз в ясельной группе позволяет не испугать маленького ребенка.

Использование мультимедийных продуктов разнообразит культурно — досуговую деятельность, создает радостное настроение, вызывает эмоциональный подъем всех участников педагогического процесса.

Привлечение мультимедийных технологий в работе с семьями воспитанников способствует решению тех педагогических задач, которые часто сложно, а порой и невозможно решить традиционными способами. Взяв на вооружение мультимедийные технологии в работе с родителями, можно получить высокую посещаемость родительских собраний, установить доверительные отношения с ними. Применение мультимедийных продуктов музыкальным руководителем во взаимодействии с семьями воспитанников развивается в двух направлениях. Первое направление — применение различных видов мультимедийных продуктов для оформления родительских собраний, круглых столов, консультаций. Виды мультимедийных продуктов, применяемых в данном направлении.

  • Презентация — видеоотчет о музыкально-творческой деятельности детей и семей воспитанников. Например, презентации — отчеты семейных конкурсов «Музыкальный инструмент», «Театральная игрушка», отчеты о совместной проектной деятельности.
  • Информационная презентация является поддержкой выступлений музыкального руководителя на родительских собраниях.
  • Видеоролики фрагментов ООД музыка, детских концертов, выступлений демонстрируются на родительских собраниях.

Второе направление – это привлечение участия родителей к разработке и созданию мультимедийных продуктов. Например, на выпускной бал родители выступают авторами инициатив, готовят презентации, фильмы, слайд-шоу — сюрпризы для детей и педагогов.

Таким образом, использование мультимедийных продуктов в работе музыкального руководителя ДОО делает знакомство с музыкой интересной, разнообразной, повышает эффективность музыкальной деятельности, делая ее более наглядной и насыщенной. Использование мультимедийных продуктов способствует повышению мотивации у ребенка, формированию комфортной среды. Ребёнок активно, с увлечением развивается в разнообразных видах музыкальной деятельности, что является базой для формирования художественного вкуса, развития творческого потенциала и гармонического развития личности в целом.

 

Литература:

  1. Головня М.Е. Особенности музыкального воспитания в условиях ДОУ. Электронный ресурс: URL: http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2014/10/22/osobennosti-muzykalnogo-vospitaniya-v-usloviyakh-dou
  2. Горвиц Ю.М. Новые информационные технологии в дошкольном образовании / Под ред. – М., 1998 г. – С. 218 – 226
  3. Деркунская В.А. ФГОС дошкольного образования о музыкальном развитии ребёнка. Электронный ресурс: URL http://www.resobr.ru/
  4. Дягилева Т.Н. «Актуальные вопросы использования мультимедийных технологий в образовании дошкольников». http://publikacia.net/archive/2015/4/2/26.
  5. Калинина Т.В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008 г.
  6. Качур Е. Аудиоэнциклопедия «Волшебный мир искусства». Электронный ресурс: http://www.1elena.ru/catalog/audioentsiklopedii/
  7. Мишакова М. Мастерская Марины Мишаковой. Электронный ресурс: https://forum.in-ku.com/
  8. Нормативная база современного дошкольного образования: Закон об образовании, ФГОС ДО, порядок организации образовательной деятельности. М., Просвещение, 2014 г.
  9. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования, – М., 2000 г.
  10. Янова Е. А. Использование мультимедиа-технологий в работе музыкального руководителя [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2015 г. — С. 60-62.

Приложения:

Приложение 1 — Презентация Заячья полька (zip архив, размер 2 Мб)

Приложение 2 — Презентация Музыкальная лесенка (файл pptx, размер 2,2 Мб)